"ТИБЕТ, ПОСЛЕДНИЙ АКТ" 2001-2002, холст, масло, золотая фольга, 165х180 см.
Пятая работа серии «ЕВРОПА - ПОСЛЕДНИЕ 300 ЛЕТ»
ВОПРОС: Вы сказали парадоксальную вещь — «Европа — музей»? Ответ: Макро-музей, и множество мелких музеев. Ни в Кении, например, ни в Аргентине такого нет. Целые города, страны стали постепенно «артефактами», продают свой вчерашний день. Посмотрите — Брюгге, Прага, Антверпен, Рим, Венеция. Туристические мекки. А производство — в Сингапуре, Тайланде. Видели седеньких европейских старушек — похоронили мужей, днем сидят в кондитерских, хохочут; вечером — в соборах, перед рядами свечей… А китайцы и филлипинцы работают по 12 часов, питаются лапшой,кузнечиками, капустными листьями. Весь гардероб — сандали, майка. И — шьют, шьют, шьют… И медленно, медленно гибнет Европа. ВОПРОС: И Ваша любимая Франция? ОТВЕТ: И моя любимая Франция, и моя любимая Италия – и Ваша наверняка... И на глазах растет невиданный коллосс — Поднебесная. ВОПРОС: Поднебесная — это Китай? ОТВЕТ: Именно — номер 1 на глобусе. А рассыпанное драже вокруг — остальной мир. И знаете почему? Китай победил время. ВОПРОС: Разве это возможно? ОТВЕТ: Есть только два примера, когда народ мог победить время. Израиль и Китай. ВОПРОС: Чем же можно победить время? Китай, видимо, численностью населения? ОТВЕТ: Отчасти... Но папуасов и негров тоже много — а что толку? Думаю, немножко другим —своей эстетикой. В Поднебесной даже письменность не изменилась — сегодня школьник может читать трактаты (красивейшие трактаты!) первого императора (о искусстве любви, например),— а написаны они две с половиной тысячи лет назад. Впрочем, знаете — Франция и Китай — это одно и то же. ВОПРОС: Это парадокс ? ОТВЕТ: «Эталонная» , без «-измов» страна в Европе — Франция. А вот Англия, Германия, Дания и прочие — это или специфика, или подражатели — как наша несчастная Россия, например. То же и на Востоке. Есть Китай и подражатели вокруг. Просто Китай в двадцать раз больше Франции — потому что Азия в двадцать раз больше Европы. ВОПРОС: Но Япония? ОТВЕТ: Япония — некогда бедные, а теперь цивилизованные варвары, даже высокоцивилизованные… ВОПРОС: Японцы — варвары? С их изысканной, деликатной культурой?! ОТВЕТ: Заимствованной в Китае. Японцы, между прочим, воевали с Кореей — знаете за что? «Дайте нам секрет фарфора!» ВОПРОС: И получили? ОТВЕТ: Нет, конечно. А семь лет воевали. Но сейчас речь о другом. Япония — это некая Англия Азии. Пародирующая богатую Францию (Китай) — только со скудными ресурсами, меньшим населением, островной субкультурой. Отсюда «знаменитый» японский минимализм… ВОПРОС: Китай — это Франция Азии? Трудно укладывается в голове. ОТВЕТ: Посмотрите планы Парижа и Пекина — ясные, сильные. И там и там есть Замысел. Есть воля и есть решение. И там и там чувствуется сильная власть — и у этой власти хороший вкус, или она умеет использовать людей с хорошим вкусом. А потом посмотрите на столицы островитян — Англии и Японии. Сходство невероятное, лабиринты, хаос! В смысле методов решения, а не углов крыш, как Вы понимаете. ВОПРОС: Итак, Европа — музей. А как — же «Мерседес», «Ауди», Ив-Сен-Лоран? Это же брэнды мирового уровня. ОТВЕТ: Да, «Мерседес». Но в ряду прочих — скорее предмет имиджа, статуса. Хорошие европейские автомобили, галстуки. Что еще? Парфюм! Но и в этом — Кензо, Иси Мияки... А остальная Европа— скорее уже элегантная музейная мумия ... Конфликт, драйв — перемещаются в Азию. Ислам с одной стороны — Индия и Китай с другой. Миллиарды с каждой стороны — грязные, в странных одеждах, увешанные трафейным оружием... Пыльные равнины Азии видели гуннов, сарматов, скифов. Видели бесславно уходящую Советскую Армию - увидят и такое... Европа остается в стороне, на обочине. Версаль — и на обочине истории! Мог ли Людовик XIV представить это? «Сегодня в музее фейерверк, слышали? — Ах, милая Европа, декольте - в Ваши-то годы? Что Вы!»
|